Я придерживаюсь такой точки зрения, что театры не появляются по воле одного человека. Они появляются в силу каких-то загадочных обстоятельств. Если говорить пафосно — значит, что время пришло. Время пришло именно этому поколению держаться группой и заявлять о себе не персонифицированно, а как некий коллектив. Да, у меня были курсы, в которых много было хороших актёров. Это были сильные актёрские курсы. Но методология мастерской была несколько другой. Нынешняя Мастерская с первого курса стала играть на зрителя. Меня всегда волновал вопрос того, что очень жаль, что к результату четвёртого года всегда бывает ряд спектаклей, выпускаемых не только Школой-студией, не только моей мастерской, но и любой другой, которые являются конкурентоспособными. Это всегда было очевидно. И было печально и больно, что эти спектакли вынуждены умирать. Потому что наступал период распределения студентов, они расходились по разным театрам, и собрать их вместе было невозможно. Хотя внутренне каждый из них мечтал бы этот спектакль играть. Эти спектакли позиционировали актёров в гораздо большей степени, чем то, что они имели потом в официальных театрах. И вот эта мечта о том, как это сохранить, давно меня преследовала.
С Мастерской мы поставили себе задачу каждый экзамен превращать в проект. И к четвёртому году собрался репертуар, который составлял труппу.
Думаю, что спектакль «Это тоже я» сильно повлиял на ребят. Мы его делали всей командой педагогов. Мы впервые ввели в систему обучения Школы-студии вербатим как таковой. Много лет назад я приносил вербатим как технологию в Школу-студию, когда меня познакомил с ней ныне ушедший Миша Угаров и группа людей, которые занимались тогда документальным театром. Тогда, когда мы принесли эту технологию собирания текста, у студентов это не вызвало никакого интереса — не пошло. А спустя почти пятнадцать лет сработало. «Это тоже я» сильно повлиял на формирование Мастерской.
Еще один важный спектакль — «Бесы». Он тоже является такой сплачивающей, цементирующей субстанцией. А еще приглашение Максима Диденко. Понятно было, что нам этот человек очень подходит по менталитету, по философии, по умению, по нужности.
Я не загадываю. Думаю, что основная причина всех бед, включая и политику, и культуру, — это невозможность уступать место. Это организация территории и охраняемость этой территории. Вот когда наступит тот период, когда люди на свою территорию будут открывать двери и пускать туда новых людей, а не держаться за место, то, наверное, наступит какая-то новая российская эпоха.